Вторник, 13.11.2018. Погода

На рассвете 7 апреля 1945 года гвардейский штурмовой авиационный Сталинградский Краснознаменный ордена Суворова полк был поднят по тревоге. Еще вечером командир полка гвардии подполковник Стрельцов на кратком совещании объяснил боевую задачу:

вместе с другими авиационными частями массированными ударами атаковать крепость Кенигсберг и порт Пиллау.

Через несколько минут летчики в полной боевой готовности увидели, как с КП командира взвились две зеленые ракеты в сторону стоянки самолетов. Это – сигнал к немедленному взлету. Командиры первой и второй авиаэскадрилий гвардии капитан Тараканов и Брандыс дали команду: «Запуск, выруливание на старт. Взлет!».

Мгновение – взревели моторы самолетов. Звено за звеном взмывали ввысь штурмовики, взяв курс на запад, и скрылись в небе Восточной Пруссии…

…Для содействия войскам 3-го Белорусского фронта в разгроме кенигсбергской и земландской группировок противника Ставка Верховного Главнокомандования приказала использовать силы Балтийского флота и авиацию.

Воспользовавшись улучшением погоды, наша авиация нанесла в этот день массированные удары по живой силе, укреплениям врага, его резервам, аэродромам, железнодорожным станциям и портам. По приказу маршала Василевского войска 3-го Белорусского фронта солнечным весенним утром перешли в наступление на Кенисберг. Ударом с северо-запада войска генерала Людникова отсекли Кенигсберг от Земландского полуострова и порта Пиллау, связывающих кенигсбергский гарнизон с внешним миром. Три дня и три ночи непрерывно сотрясали землю тысячи орудий и самолетов. Город был объят пламенем.

Старший лейтенант Виктор Лукьянович Ильченко – макеевец – все крепче сжимал штурвал своего «ИЛа», глаза горели гневом, настойчиво искали цель. Стрелка альтиметра замерла на отметке 50 метров. «Ничего, - мысленно про себя отметил Ильченко, - лечу низко, но зато сумею проскочить противовоздушную оборону». И, словно в подтверждение мысли, рядом с самолетом возникло облачко зенитного разрыва. Но снаряды рвались гораздо выше. И в этот миг он заметил две зенитные батареи, а рядом – скопление танков и автомашин с войсками и грузом. Он подавил огневые точки, а затем развернулся на колонну танков и автомашин. «Земляк, земляк, - услышал он по радио. – Сейчас помогу!». – «Ты кто?». – «Макеевец».

Конечно, Ильченко не предполагал, что здесь, когда все вокруг гремит, мог появиться земляк. Они вместе разгромили скопление танковых войск и автомашин. И уж потом, приземлившись, узнали друг друга. Оказалось, что это был гвардии младший лейтенант Александр Дмитриевич Васильчук – комсомолец, тоже из Макеевки. Только он воевал во второй эскадрилье этого же полка.

Александр Дмитриевич Васильчук к тому времени провел 104 успешных боевых вылета на «ИЛ-2». Он лично уничтожил 11 танков, 27 автомашин с войсками и грузами, 16 артиллерийских батарей, до 30 зенитных точек, разрушил 15 жилых домов с войсками, уничтожил 3 самолета, 20 железнодорожных вагонов, 7 тягачей, 150 солдат и офицеров противника.

В налете на аэродром Пиллау, несмотря на сильный зенитный огонь, снижаясь до бреющего полета, штурмовал вражеские стоянки, уничтожил 2 гитлеровских самолета. Его машина была повреждена снарядом противника. Несмотря на это, Васильчук произвел заход на цель, уничтожил ее и благополучно посадил самолет на своем аэродроме.

Силу ударов советских войск по Кенигсбергу и характер борьбы при штурме крепости правдиво описал впоследствии комендант крепости гитлеровский генерал О. Лаш: «…Около 30 дивизий и два воздушных флота целыми днями беспрерывно засыпали крепость своими снарядами… Бомбардировщики и штурмовики летели волна за волной, сбрасывая губительный груз на пылающий город, лежавший в развалинах. Этому огню слабая крепостная артиллерия, не располагавшая достаточным количеством боеприпасов, ничего не могла противопоставить, и ни один немецкий истребитель не показывался в воздухе. Стиснутые на узком пространстве, зенитные батареи были бессильны против таких масс самолетов и к тому же должны были, хотя и с трудом, вести бой с танковыми силами противника…».

Да, удары советской авиации по противнику достигли максимальной силы: в течение одних суток советская авиация совершила более 6 тысяч самолето-вылетов. И в этих боях принимал участие макеевский сокол летчик-штурмовик Александр Дмитриевич Васильчук. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года А.Д. Васильчуку было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

В. Колесников,

Д. Васильев