Среда, 19.09.2018. Погода

- Вы назначены воентехником в эскадрилью капитана Гастелло, - сообщили в штабе авиационного соединения, когда туда прибыл выпускник училища Николай Грошев.

Первая беседа с командиром произвела впечатление. Капитан интересовался познаниями в технике, оценками, полученными на выпускных экзаменах, семейным положением. Узнав, что Николай Грошев родился и вырос в шахтерской Макеевке, оживился и с улыбкой сказал:

- Приходилось служить вместе с горняками, замечательный народ.

В эскадрилье – четко заведенный порядок. Особое внимание – учебным занятиям. Один за другим поднимались в небо новенькие бомбардировщики.

Но вот настало время, когда над аэродромом прозвучал сигнал боевой тревоги: к самолетам спешно подвешивали бомбы, только что очищенные от жирной смазки, - началась Великая Отечественная война. Машину командира эскадрильи не раз готовил к вылету воентехник Н. Грошев. Он тщательно проверял все приборы, убеждался в исправности всех частей.

…В воздухе взвилась ракета. Бомбардировщики оторвались от зеленого поля аэродрома, взяли курс на запад. Прорвавшись сквозь заградительный огонь зениток, они нанесли удар по скоплению войск противника. Несколько бомбардировщиков было повреждено. Был подбит и самолет капитана Гастелло. Отважный командир направил горящую машину на скопление танков и автомашин. Это видели летчики его эскадрильи, об этом подвиге узнали в части, в стране, во всем мире.

Именно в эти дни Николай Грошев решает стать летчиком, чтобы отомстить за смерть любимого командира.

В училище, куда зачислили бывшего воентехника, готовили летный состав для штурмовиков «ИЛ»-2. Быстро пролетали дни, заполненные занятиями, несением караульной службы. Вот уже и выпускные экзамены, направление в один из полков штурмовой авиационной дивизии, которая только начала формироваться.

В марте 1944 года авиационная дивизия перебазировалась на прифронтовые аэродромы. Ей было поручено поддерживать с воздуха части, действовавшие на самом северном участке фронта. В районе Заполярья Николай Грошев сделал 86 боевых вылетов.

…На аэродром поступило сообщение, что к Печенге движется колонна немецких войск. Грошев получает приказ нанести удар по дороге. Три штурмовика оторвались от земли.

Николай Грошев – ведущий. По его команде самолеты идут на снижение, сбрасывают бомбы на шоссе. С высоты бреющего полета видно, как спрыгивают с грузовиков солдаты, как прячутся в придорожных канавах, как пылают бензовозы.

«ИЛы» часто проносились над фьордами, бомбили баржи с вооружением, катера. На счету у Грошева было 4 потопленных вражеских судна. Ну, а счет ударов, нанесенных на суше, был куда значительнее: 8 уничтоженных танков, 86 автомашин с оружием, боеприпасами.

В январе 1945 года штурмовая авиадивизия поступает в распоряжение командования Второго Белорусского фронта. Бои в этот период ушли на территорию Восточной Пруссии. И снова старший лейтенант Грошев, назначенный командиром эскадрильи, водил «ИЛы» на боевые задания.

За отличное выполнение заданий, за мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях, старший лейтенант Грошев был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны первой степени. Он считался одним из самых опытных летчиков в части. В большинстве случаев его самолет возвращался на базу невредимым, если даже попадал в сильный зенитный огонь.

Весной победного сорок пятого командир эскадрильи штурмовиков Н. Грошев был снова награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны и представлен к высокому званию Героя Советского Союза.

…В Москве, на Красной площади – парад Победы. Лучших своих представителей направили в столицу части Советской Армии. Среди тех, кто с гордостью шагал по брусчатке мостовой, держа равнение на Мавзолей, был и Николай Петрович Грошев, соратник легендарного Гастелло, отважный летчик.

После войны Н.П. Грошев остался служить в авиации, продолжал учиться, стал генералом.

 

В. Колесников, Д. Смирнов