Среда, 19.09.2018. Погода

За мужество и отвагу, проявленные при форсировании Днепра, гвардии капитану, командиру роты 62-го гвардейского отдельного мотосаперного батальона Фоме Васильевичу Малыку Указом Президиума Верховного Совета СССР

от 25 октября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Немало фронтовых дорог прошел Фома Васильевич Малык. Когда над Родиной нависла смертельная опасность, он по велению своего сыновнего долга стал воином. В составе инженерных войск он участвовал в боях под Сталинградом, на Курской дуге, гнал фашистских оккупантов с Советской Украины.

В составе наступающих войск 2-го Украинского фронта на его правом крыле действовал 3-й гвардейский Сталинградский механизированный корпус 47-й армии. Его авангардные части в условиях осенней распутицы настойчиво продолжали теснить врага на Левобережной Украине. За шесть дней сентября советские воины, освободив Золотоношу, Чернобаев, Ирклеев, десятки других населенных пунктов, вышли к Днепру. Выполняя приказ командарма, гвардейцы заняли исходные позиции на опушках леса. Выполнение весьма трудной и ответственной боевой задачи по подготовке переправочных средств и переправе корпуса на западный берег Днепра было поручено 62-му гвардейскому отдельному мотосаперному батальону, в составе которого была рота под командованием гвардии капитана Ф.В. Малыка.

…Еще задолго до подхода наших войск к реке советское командование предприняло целый ряд эффективных мер по обеспечению успешного форсирования Днепра. Инженерные части в срочном порядке доукомплектовывались людьми, снабжались необходимой техникой. Учения проводились, как только выпадало свободное время, - в перерывах между боями, ночью. Тренировались, в основном, на небольших речках, озерах, прудах. Помня мудрое суворовское правило «Трудно в учении – легко в бою», саперы работали, не зная устали. Вскоре они полностью овладели вверенным им парком и были готовы выполнять любую боевую операцию по обеспечению переправы. Лучших показателей в учебе добилась рота, которой командовал гвардии капитан Ф.В. Малык.

Вечером 23 сентября саперная рота Ф.В. Малыка вышла к реке. Воинам было приказано под прикрытием темноты организовать и обеспечить переправу передовых подразделений стрелков. Строго соблюдая световую и звуковую маскировку, машины с переправочными средствами подошли к Днепру. Последнюю сотню метров лодки пришлось нести на руках, так как грузовики все чаще увязали в песке, буксовали. За час до полуночи все лодки были спущены на воду и готовы к отплытию. Чтобы до гитлеровцев не донесся скрип уключин, их обмотали старым обмундированием.

В 23 часа 30 минут десант отчалил от берега. Сначала все шло отлично, но примерно на середине реки наша штурмовая группа была обнаружена противником и подверглась сильному ружейно-пулеметному, а затем и артиллерийскому обстрелу. Несмотря на это, лодки роты Ф.В. Малыка упорно продвигались вперед, и через несколько минут большинство из них благополучно добрались до правого берега. Две лодки были основательно повреждены, вскоре они потеряли плавучесть. Их пришлось взять на буксир, предварительно перегрузив всех людей на другие лодки.

Когда высадили первую группу стрелков, саперы вернулись за следующей. Обратный путь через реку облегчался тем, что основное внимание фашистов было теперь приковано к десанту, завязавшему ожесточенный бой за плацдарм. В эту ночь воинам инженерного батальона удалось совершить несколько рейсов и переправить на противоположный берег почти полторы тысячи стрелков с вооружением, боеприпасами и продовольствием.

По приказу советского командования форсирование реки осуществлялось только ночью. В светлое время суток саперы ремонтировали лодки и другие переправочные средства. Невзирая на беспрестанный огонь противника, ненастную погоду и смертельную усталость, все солдаты, сержанты роты гвардии капитана Ф.В. Малыка работали, не щадя себя, действовали находчиво, смело и слаженно. Под его руководством расчеты неутомимо совершали рейсы и бессменно держали вахту по 3-4 суток. Отдельные расчеты совершали на десантных переправах по 35-40 рейсов в сутки. Пример в ратном деле показывал их командир. Тонули поврежденные понтоны, но, презирая опасность и смерть, воины роты Малыка спускались в холодную воду, заделывали пробоины в понтонах, лодках, катерах и возвращали их в строй. Рейсы продолжались. Саперы своевременно доставляли с острова Каневского на правый берег пополнение, технику, продовольствие, боеприпасы и вооружение, обеспечивая защитников плацдарма на правом берегу под Каневом всем необходимым…

Убежав за Днепр, гитлеровцы и левый берег его превратили в грозный оборонительный вал. Ближние и дальние подходы к нему были взяты под перекрестный огонь крупных минометов и пушек. Все дороги и даже тропы к реке начинены минами. Инженерная рота гвардии капитана Ф.В. Малыка и занималась минными полями и переправами. Там, где намечался проход для войск, надо было прощупать каждый метр земли, зачастую ползком, по рытвинам, болоту. Мины находили всюду. «Адские машины» всех известных и неизвестных систем, хитро переплетенные схемы взрывов в любой неожиданный момент могли поднять в воздух и танк, и пушку, и самых осторожных людей – минеров. Говорят, что минер ошибается раз. Этих ошибок не всегда удавалось избежать. Каждый такой исход тщательнейшим образом изучался, обсуждался, и на следующую сверхсекретную мину шел сам командир. Представляете, сколько выдержки, мужества, профессионального чутья надо было иметь Фоме Васильевичу, чтобы вот так сознательно выходить один на один с загнанной в железную банку, притаившейся у твоих ног смертью! Может, она вырвется наружу от твоего первого движения, от детонации, внезапного доступа воздуха, а может, именно в эту секунду сработает ее часовой механизм. И Ф.В. Малык шел и обезвреживал мины, учил своих подчиненных смелости, мужеству, бесстрашию. Только во время наступательных операций за Днепр рота гвардии капитана Малыка отыскала и обезвредила тысячи мин. Это тонны вражеской взрывчатки, металла, страшная разрушительная сила, которой так и не удалось определить для себя мишени. Сколько жизней, техники было спасено от «адских машин»!

Гвардии капитан Ф.В. Малык 8 октября погиб на боевом посту. Под его руководством рота совершала рейсы через Днепр, бессменно держала вахту при форсировании Днепра.

Родился Фома Малык в 1902 году в селе Бандуровке Немировского района Винницкой области. Мать умерла рано, и отцу приходилось работать день и ночь, чтобы прокормить шестерых детей, из которых Фома был самым старшим. Уже восьмилетним он начал работать пастухом в имении помещика. Спустя восемь лет, после окончания церковно-приходской школы, в тяжелое время борьбы за становление Советской власти юноша трудился на шахтах Макеевки. Здесь окончил семь классов вечерней школы. В 1927 году по комсомольской путевке, выданной Макеевским горкомом комсомола, Малык пошел работать на строительство Днепрогэса. Здесь без отрыва от производства он окончил строительный техникум. После сдачи в строй электростанции бригадир Фома Малык со своей бригадой строил один из заводов в Днепропетровске, а получив высшее образование, продолжал на нем трудиться. В июне 1941 года, когда над Родиной нависла опасность, Малык – в действующей армии в составе инженерных войск.

Тело Героя Советского Союза Фомы Васильевича Малыка покоится в братской могиле в селе Лепляво Каневского района на Черкасщине. Именем воина-освободителя названа одна из улиц города Канева.

Память о славном сыне нашей любимой Родины Фоме Васильевиче Малыке будет вечно жить в сердцах жителей Приднепровья, нашей орденоносной Макеевки, давшей будущему Герою путевку в жизнь.