Понедельник, 23.07.2018. Погода

Весной 1943 на центральном участке фронта, где враг, готовя наступление под Курском, сосредоточил крупные силы своей авиации, большой размах приняла борьба за господство в воздухе.

Немецкая авиация во время подготовки к летнему наступлению усилила свои действия по железнодорожным узлам, станциям, мостам и перегонам в районе Курского выступа, стремясь парализовать коммуникации советских войск. В отражении этих налетов принимал участие и 907-й истребительно-авиационный полк особого назначения 101-й истребительно-авиационной дивизии. Одну эскадрилью истребителей в этом полку возглавлял макеевец, коммунист старший лейтенант Кузьма Дмитриевич Гаркуша.

С первых дней Великой Отечественной войны Гаркуша – в действующей армии. К маю 1943 года он имел 320 боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях, лично сбил 14 самолетов противника, из них 12 бомбардировщиков. Три ордена Красного Знамени сияли на груди отважного летчика к этому времени.

22 мая 1943 года гитлеровская авиация совершила один из наиболее крупных налетов на Курск. Дневной налет был усилен действиями ночных бомбардировщиков. К железнодорожному узлу самолеты противника подходили с разных направлений и на различных высотах. Первый эшелон вражеской авиации, шедший со стороны Орла, был перехвачен советскими истребителями на дальних подступах к Курску. Советские летчики, навязав бой истребителям прикрытия, обрушились главными силами на бомбардировщики противника. Фашисты не ожидали такой встречи. Потеряв 58 машин и сбросив бомбы вне цели, они спешно повернули на свои аэродромы. К железнодорожному узлу прорвались лишь единицы. В этом бою старший лейтенант Гаркуша проявил исключительные героизм, мужество и отвагу, лично сбил бомбардировщик и еще один вражеский стервятник в составе группы.

Возвращаясь на свой аэродром, Гаркуша увидел, что внизу идет большая колонна вражеских машин. Упускать колонну не хотелось. Он оторвался от группы, спикировал вниз, дал очередь по головной машине из пулемета. Машина развернулась поперек дороги, на нее юзом наехала следующая, в колонне врага началась паника. Гаркуша дал газ, выводя самолет из пике, - теперь надо было обработать хвост колонны, и тогда вражеское продвижение затормозится надолго. Едва он выровнял самолет, стал заходить на второй круг, как увидел, что справа от машины прошла жаркая оранжевая трасса. «Фрицева трасса, - подумал он, - наши очереди голубоватые. Но откуда он здесь?». Впереди увидел «юнкерса». Недалеко и свой аэродром. «Что же здесь он делает?» - подумал. Горючее на пределе, патроны – тоже. Дал правый глубокий крен, стремясь уйти вниз. Затем добавил газ и зашел «юнкерсу» с тыла. Нажал гашетку, и голубоватая свинцовая трасса нагнала вражеский самолет.

Когда посадил машину на аэродром, выяснилось, что сбил разведчика противника типа «Ю-88-32», в котором было 4 офицера гитлеровского генерального штаба. Это случилось 24 мая 1943 года. За ходом боя наблюдали весь личный состав авиаполка и командующий 13-й воздушной армии.

За мужество и отвагу в боях с гитлеровскими захватчиками офицеру К.Д. Гаркуше по представлению командира 907-го истребительно-авиационного полка майора Диденко Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как же сложилась дальнейшая судьба Кузьмы Дмитриевича?.. Полеты, полеты, воздушные бои. Войну окончил в звании майора. С 1947 года майор К. Д. Гаркуша - в запасе. Жил в городе Донецке. Умер 21 января 1983 года, похоронен в Донецке.

 

В. Колесников